То, что сейчас происходит в Кыргызстане - знак для всего мира. Болевая точка нерешённых проблем постсоветского пространства. И это коснётся всех. Рано или поздно, больше или меньше.
В условиях автократии К. Бакиева элита обладала достаточной властью и не нуждалась в легитимности. Это давало ей экономическое и юридическое право на превентивные удары по политическим конкурентам. Или ты молчишь, или мы отнимаем твой бизнес. И оппозиция на время притихла.
После переворота - всё поменялось. Придя в Белый дом, вчерашние оппозиционеры вынуждены были опираться на доверие, полученное от широких масс, которым они якобы вернули то, что когда-то украл прежний президент. Власть, разбросанная по родоплеменным кучкам, оказалась настолько слаба, что стала добиваться признания посредством экономического популизма. Это закрепило развитие потребительских инстинктов и алчности в массовом масштабе. В итоге, чтобы хоть как-то управлять экономикой и рынком, государству потребовалось изобрести невидимого, но вездесущего и очень опасного "врага", способного де расшатать социальную базу республики и ввергнуть её в пучину общественного хаоса и международного терроризма. Объект воздействия – люмпенизированная часть большинства населения – оставался неизменным. Менялись только наполнители вражьего образа: нацменьшинства, суд над сторонниками Бакиева, исламские радикалы, афганский след.… Клички у врага могли быть разными, в этом временщики преуспели. А вот суть одна – отвлечь и не дать опомниться - занятие куда более приятное, нежели платить по счетам.
Сей принцип политической провокации был внедрён переходным правительством во главе с транзитным президентом для насаждения в обществе страха пропорционально степени его политизации. Что-то вроде государственной идеологии. Сделано для того, чтобы не менять систему управления, стабильно обогащающую одних и обедняющую других на фоне нарастающего вакуума власти. Успешная борьба с ветряными мельницами даёт Р. Отунбаевой временную пролонгацию единоличного правления и карт-бланш на взятки серым кардиналам её президентской рати. Было бы болото, а черти найдутся.
Но беда даже не в этом. Все проблемы социально-политического кризиса в Кыргызстане напрямую связаны с попыткой строительства этнократического государства на фоне полиэтнического состава населения. Шнапс-идея, как говорят немцы. Идет моральное и физическое уничтожение почти всего не кыргызского. А граждане, которые построили всё то, что двадцать лет проедает наша бездарная власть – это теперь нечто второсортное.
Национализм – это смелая стратегия, обречённая на провал и способная погубить Кыргызстан.
Хотел бы заметить, что в отличие, например, от Британской Империи, для России, а потом СССР, не было особой разницы между метрополией и колонией. В СССР всё было строго наоборот. В ущерб метрополии развивались окраины, шёл процесс культурно-экономического выравнивания земель. Сегодня “оккупируемые” ни за что не признают тот факт, что своему научно-экономическому развитию обязаны именно “проклятому оккупанту”, но это так. Найдите в мире колонию, в которой оккупант создавал бы Академии наук, Университеты, киностудии и предоставлял бы квоты на поступление в ВУЗы национальным меньшинствам? Не думаю, что сегодня Россия допустит ошибку советской власти и будет переживать за государства СНГ больше, чем за округа Российской Федерации. Вероятнее всего нас ждёт союз, подобный ЕС (возможно, Единое Экономическое Пространство с общей валютой), где развитие субъектов будет определять рынок и внутренние ресурсы независимых республик. Ну, это, так – ремарки на полях, заметки по ходу статьи, не более.
Уже много лет местные политики бубнят о некой «национальной идее». За 20 лет они так и не додумались произвести её на свет божий. И забыли поставить один, очень простой вопрос: а есть ли вообще кыргызская нация с единой волей и самосознанием в современном (европейском) понимании? Резкое отличие кочевой цивилизации от оседлой сказывается не только в специфике общественной архаизации институтов власти, культуры и всех слоёв социальной жизни. Нация обладает императивом сохранения единства перед лицом опасности распада от внутренних, прежде всего – родоплеменных противоречий.
Позвольте, но апрельский делёж государственной кормушки ясно показал как-раз-таки обратное - откат к центробежным кланово-региональным отношениям и ценностям, деградацию и возврат в феодально-патриархальное состояние с выходом к территории хаоса.
Так может быть для начала стоило бы “отвлечь” народ чем-то другим и обеспечить для него хотя бы: минимальный прожиточный минимум; оотносительно нормальное образование в школах, особенно сельских (где учитель труда по совместительству нередко учитель физики, химии, анатомии, а заодно и языка); медицину для малоимущих; развитие сельского хозяйства и агрокультур, коль скоро промышленность разрушена. И только потом приниматься за “национальную идею”. А-то ведь так и будем жить в глубоком вневременном сне, и тешиться гордостью, темнотой и одиночеством.
До сих пор ни одна из официальных государственных персон Кыргызстана так и не дала адекватную объективную оценку ошской трагедии. Ни элита, ни интеллигенция. Как воды в рот набрали. Государством и de facto и de jure публично поощряется агрессивный националистический террор. Как сказал омбудсмен Турсунбек Акун: “За конфликтом стояли лидеры узбекской общины К.Батыров, И.Расулов, Ж.Салахутдинов, Абдуллаева. Они были связаны с оппозицией в Узбекистане, которые планировали свергнуть режим Ислама Каримова...” Это уже самое дно государственной пошлости. Состояние дикости и варварства. Перенос индивидуального недомыслия за внешний контур межгосударственных отношений. И в чей адрес? Республики Узбекистан! Получается, что кыргызы, ценою собственных тел и жизней двух тысяч южных узбеков пулемётным огнём предотвратили государственный переворот в могущественном Узбекистане. Ай да молодцы! И никакой этнической поножовщины! Никакой реальной фрагментации страны в качестве последствий этой кровавой авантюры.
А чего стоит решение суда по делу о массовых беспорядках, учинённых пьяными деревенскими кыргызами в селе Маевка! В результате погромов 19-20 апреля погибли 3 человека, сожжено 4 дома, повреждено 7 машин, около 40 человек получили различные увечья, в том числе и огнестрельные ранения. Однако “в связи с амнистией по случаю 65-летия победы в Великой Отечественной Войне” подсудимым были вынесены издевательски мягкие приговоры - условные сроки. Пшик, общественное порицание за убийство, поджоги и оголтелый разбой по отношению к туркам и курдам со стороны кыргызов. Там гибли не волки, а люди. Низкие души - судьи играют человеческими жизнями. А всё, что требуется от граждан, у которых ещё осталась совесть – просто скромно и громко промолчать, не замечая подобное средневековье. В обмен на самосохранение. Да-а!
Государство маргинализируется, скатываясь до уровня малограмотного сельского паренька. Маргинальная политика плодит маргинальных исполнителей. Если отцы привыкли жечь дома и перекрывать дороги, то их дети будут воспринимать это уже как героизм. А национализм в Кыргызстане явление экономическое. По поводу отъёма собственности. Не даёт государство – возьмём сами. И если на секунду представить, что в стране остались исключительно титульные представители – будет то же самое. Таковы методы организации общества. Если нельзя уговорить, следует отобрать и расстрелять.
В сельской глубинке Кыргызстана, где-нибудь в Нарыне или Баткене – действительность ещё более зловещая и тоже далеко не сахар. Из лирики там только тьма-тьмущая детей. В деревнях рожают с упорством олимпийских чемпионов. Полуголодные дети. Для многих попасть в школу всё равно, что выиграть в лотерею – детей много, возможностей мало. Жизнь людей сурова и жестока как скалы Тянь-Шанского хребта. Им никто не приходит на помощь. Не верится, что люди могут так жить постоянно. Животновод редко ест мясо досыта. Как у Сергея Есенина в поэме “Анна Снегина” – “по праздникам мясо и квас”. В таких условиях начинают воровать. Крадут не из-за генетической клептомании, а в силу нежелания и неспособности властей вкладывать хоть какие-то средства в большинство народа, в сельскую местность. А делать это придётся. Иначе вместо хлеба как образа тяжёлого и высокого труда мы будем поклоняться снайперской винтовке.
На повестке дня стоит дееспособность парламента как межрегионального баланса территориально-клановых интересов в части доступа к естественному контролю ресурсной базы и финансовых потоков. Первая попытка нардепов отдать свои бессмертные таланты в распоряжение народа обернулась нокдауном. Создание коалиции большинства – элементарным узкогрупповым торгом по распределению должностей. Результатом всего этого будет быстрая смена лиц на важнейших государственных постах. Очевидная перспектива такого парламентаризма – перманентный кризис на фоне бесконечного межэтнического вооруженного противостояния. А это уже открытая дискредитация парламентаризма как системы госуправления.
Элита, как и общество, делится в пропорции 80 на 20. Феодальные традиции и европейский уклад. С одной стороны, хочется поиграть в патриархальные игры, чтобы бесконечно поглощать дармовой бешбармак и движением брови управлять сородичами. Но за послушание по закону гор с ними следует делиться. А вот этого элите как-раз-таки и не хочется.
Главное здесь то, что линия аппетитов «Север-Юг» проходит внутри политических фракций, каждая из которых распадается на несколько разрозненных группировок. Депутат голосует, придерживаясь персональных и клановых интересов. А его государственная мудрость сводится к мелкому политическому торгашеству. Интересы страны на последнем месте. Почти полное отсутствие социального контроля. Механизма нет. Потому как не достаёт соответствующего уровня политической, да и просто культуры.
И всё же здравые силы в республике есть. Есть они и в парламенте. От которого не в последнюю очередь зависит: воцарится ли у нас, наконец, мир, или ад надолго врастёт в эту дивную землю смуглых мечтателей Азии.
Комментарии